Максим Горецкий

М.Горецкий начал свою литературную деятельность в 1913 г. в виленской газете «Наша Ніва» небольшими рассказами, которые сразу обратили на него внимание своим самобытным стилем, особым складом при изображении человеческой души и местными могилевскими особенностями в языке.

Первые его рассказы объединены в книжке, носящей название по первому рассказу «Рунь». Тут десять прозаических статеек повествовательного характера.

Первый рассказ «Рунь» посвящен памяти друга Вл. 3. Образ этого особенного человека очерчен лишь немногими штрихами, насколько позволяли разные обстоятельства; причем для характеристики этой недюжинной личности приведены и некоторые отрывки из его нем¬ногих сочинений и дневника. По замыслу рассказ несколько напо¬минает известный роман Чернышевского «Что делать». Нельзя сказать, чтобы «Рунь» была вполне исчерпывающая повесть: перед нами толь¬ко материалы для рассказа.

«У лазні», страдает отсутствие единства в развитии темы: рассказ Банадыся и мысли Клима мало вяжутся с мытьем в бане.

«Атрута» — драматическая картина, написанная очень живо; изображает, до чего доводит пьянство.

«Роднае карэнне» — прекрасный рассказ по содержанию и по ес¬тественности изложения. Выводится студент медик из крестьян, ко¬торый не порывает связи с деревней. Первобытные взгляды и верова¬ния очень часто заставляют его задумываться, не представляясь про¬стым невежеством. Вот уж зародыш «двух душ», — тема, за которую автор принялся в последнее время.

«Красаваў язьмін» — сценка из обихода влюбленных: действует молодой человек из белорусов и 16-летняя еврейка. Представлена чистая любовь, для еврейки, к сожалению, закончившаяся трагически.

«Лірные спевы» — местное предание про последних князей Соломерецких; автор старается вложить рассказ об этом в уста старца-лирника. Соответствует действительности разве только само пред¬ание, так как белорусские старцы-лирники не знают исторических песен.

«Што яно?» — статья представляет довольно беспорядочное излияние чувств по поводу разных предметов, особенно в связи с народными верованиями. От пропуска ее сборник статей Горецкого ничего не утратил бы.

«У чым яго крыўда?» — ряд писем ученика технического училища: к «ней», к товарищу, к родителям. В письмах много бытовых черт и даже есть психологический элемент. Но как литературный памятник, они имеют мало цены.

В виленской «Беларуской Думке» за 1919 г. и отдельно М. Горецким выпущен рассказ «Дзве душы» (В. 1920. 16°, 192). Это попытка дать повесть из эпохи появления большевизма. Материала для этого у автора было достаточно, но он не везде может совладать с ним: часто те или другие факты остаются неиспользованными, многое не договорено, недостаточно ярко обрисованы те или другие личности, некоторые картины должны бы выступать более рельефно. Около характера главного героя Игналика Абдзираловича сосредоточено множество фактов, но все-таки его «Дзве душы» не совсем ярко выступают.

Сочувственный разбор в «Руни» №1 и в «Беларуси» №№ 112 и 114.

В последнее время М. Горецким выпущено также довольно крупное произведение «Антоя» (Абразы жыцця), В. 1919 (8° мал., 129). Обращает на себя внимание форма произведения: отдельные диалоги, создающие известное настроение, но это не драма.

Им же напечатан рассказ (но еще не выпущен): «Патаемное» (Варта, № 1, 5—12), в котором представлена смерть колдуна. Разнообразная обстановка дала возможность излить чувства автору по поводу разных предметов (огромного пространства белорусских болот, аистов, грозы, свадьбы и т.п.). Часто «аповеданне» переходит в стихотворение в прозе.

Вообще относительно литературных произведений М. Горецкого следует сказать, что они еще в зачаточном состоянии, но, как отметила критика, в них есть все данные, чтобы из автора со временем развился хороший писатель с самородным талантом. Уже сейчас реализм у него доходит до детальной анатомии, до фотографирования атомов. Вот как характеризуется критикой представление у него любви и природы:

«Каханне ён таксама малюе на свой асабісты лад. Тут усе элементы яго творчасці зліваюцца ў адно, плятучы новага роду гірлянды, паміж якімі спатыкаюцца разам магільные, мэталічные імортэлі з роснымі вясновымі пралескамі. Пачуцці сэрца часам надзвычайна кволые, а часам здаюцца якімісьці дзікімі і незразумелымі».

«Малюнкі прыроды выходзяць з-пад пяра Гарэцкага таксама ў новай форме. Тут ён ужывае шмат зыкаў прыроды замест слоў. Дзеля натуральнасці ён перадае слуху як бы музыку прыроды»...

Что касается соединения реального с фантастическим, то это тоже у него вытекает из особенностей природы белорусской души, которою, так сказать, полностью обладает автор, как сын белоруса-крестьянина.

Автору следует делать побольше выбора из имеющихся у него материалов. К современным событиям придется еще по несколько раз обращаться, особенно, когда они станут историческим фактом и яснее кристаллизуются. Особое внимание обращает на себя и стиль повестей: в нем есть полонизмы: зара (вм. зараз); любопытно в письме отца: расталкуй нам у писме, што гэта такое: павэдлуг, кольвек, жэгнацца; непонятные и малоупотребительные слова: нахаба, фарботы, мяжджульства, спранджистых; провинциализме: амаль, адыли, стродкая, грэбліва мауклівы, лазобачка, нясціплы, ваўчыны апетыт и т.д.; есть недосмотры и в синтаксисе: за каралём Панятоўскім (вм. за к-ля П-аго) и даже в этимологии (ён пішаць; впрочем подобные образования, не соответствующие народной речи, допускаются теперь, к сожалению, и некоторыми другими писателями); попадаются неупотребительные формы: бярэжцца, бежч (вм. бегчы); великоруссизмы: падажджы (вм. пачакай).

Только инициалами Г.М. подписано в «Вольной Беларуси» (за 1918 № 2) 8 нумеров, имеющих характер эпиграмм, отчасти частушек, напр. № 1:


Мой дзед гарэлку добра піў.

Сто лет на свеці ён пражыў.

Да працы, кажуць, быў ахвочы,

Але пад старасць страціў вочы.


Он же вероятно сделал несколько переводов и переделок песенных материалов для пения по-белорусски («Беларусь», 1920, № 48).

Горецкому принадлежит «Невялічкі беларуска-маскоўскі слоўнік. Рэдакцыя Янкі Станкеўчыка». Вильня, 1919 (16°. 264). В 1918 г. он вышел в более краткой редакции.

Ему же принадлежит «Гісторыя беларускае літэратуры». Как первый опыт, она имеет немало недостатков.